Игры-головоломки, собранные руками нестандартно мыслящих разработчиков из Японии, на западном рынке — гости редкие. В большинстве своем они, к тому же, если и добираются до издания на понятных большинству языках, то все равно оказываются или слишком нестандартными для восприятия, или просто отвратительно переведенными. Наш же сегодняшний гость, Catherine, лишен этих недостатков, что делает игру одной из самых интересных покупок этого года.
Винсент Брукс — худой, как жердь, ничем не примечательный и инфантильный, и если попадет на обложку журнала, то уж никак не Forbes, а скорее Комсомолки в качестве наглядного примера, почему Вы бросили его в десятом классе. В народной памяти он останется как собирательный образ тех, кому за тридцать, сжимающих, словно спасательный круг, от проблем личного и возрастного толка подушку в зеленый горошек. Встречается с девушкой по имени Katherine, мечтающей о свадьбе и серьезных отношениях… ясное дело, наш кабальеро правдами и неправдами старается увильнуть от этой почетной обязанности, о чем уведомляет при каждом удобном случае как собственное отражение, так и немногочисленных корешей за пинтой темного в баре. Ситуацию осложняют интрижка с ля фам фаталь Catherine, после задушевной беседы оказавшейся в его постели, и кошмарные сны, где он с сотней-другой людей-баранов отправляется на убой.
Завязка игры, равно как и весь сюжет, настраивают на такой необычный лад, что на протяжении всего прохождения постоянно ждешь, что вот сейчас, за очередным поворотом сюжета, начнется самый обычный симулятор свиданий, плавно переходящей во Сны Веры Павловны во время передачи «Пусть говорят» на даче Нерона. Вместо этого стартует самый необычный и странный, а иногда даже откровенно пугающий хоррор, который и дает Catherine ту неповторимую изюминку, которой так не хватало нам в последнее время.
История поделена на дни и ночи, которые связаны между собой сюжетными роликами. Каждая из этих видеовставок с легкостью могла бы стать украшением практически любого серьезного анимационного фильма, к тому же они настраивают нас на нужный лад и помогают не заблудиться в перипетиях сюжета. Днем Винсент находится в баре, пьет с друзьями и общается с окружающими. Это такое место для социального взаимодействия, к каким мы привыкли по играм от Atlus – к тому же, в автомате играют знакомые фанатам других игр студии мелодии, а внимательные игроки заметят отсылки к, например, серии Persona в диалогах и окружающих предметах.
Ночью же мы берем барана за рога и открываем забег наперегонки со смертью. Все действо представляет собой непрекращающийся кошмар, оформленный в виде пазла. Стоит сказать, что сами головоломки не слишком вариативны и к концу прохождения изрядно наскучат. Нужно всего лишь пробираться по стене из ящиков до самого верха, чтобы выйти из кошмара, но делать это придется в строго отведенное время и путем проб и ошибок. Умирать мы будем часто, игра редко прощает ошибки, и неправильно передвинутый ящик вполне может стоить Винсенту жизни, а вам — нервов.
Повторюсь, Catherine — это здоровая порция наслаждения от всех игровых составляющих на грани нервного срыва. Казалось бы, чего проще правильно поставить ящики и поднять к свету из царства тьмы? Но комбинация из неожиданных препятствий и вашего нежелания заставить мозг сложить 2+2 вполне способна привести к покупке еще одного джойстика, а через день и еще одного, и еще… и так до того момента, пока смерть не разлучит пока Вы не достигнете просветления в борьбе с обленившимся за годы суррогатного игрового кино сознанием. На деле это выглядит следующим образом: когда когти монстра уже тянутся к голой лодыжке Винсента, а ты случайным нажатием кнопки выбрасываешь следующий ящик в пустоту, ты рычишь раненым зверем от беспомощности и вновь начинаешь эпизод заново, чтобы ошибиться где-то в другом месте. Должен признаться, что Catherine — это единственная за последние несколько лет игра, которая заставила меня буквально сжевать себе губы от напряжения во время зубодробительных головоломок.
Бороться с ночными кошмарами можно и не в одиночку — разработчики не забыли и о любителях понервничать вместе и сделали вполне себе неплохой кооперативный режим. В котором мы сообща выполняем роль грузчиков и спасаемся бегством от порождений бессознательного. Конечно же, большинство таких ситуаций к концу 2-3 забега прерываются руганью обоих сторон по поводу неудачно сдвинутого ящика, стоящего жизни обоим персонажам, но в этом, согласитесь, тоже есть свой шарм.
Проект сразу же после выхода японской версии получил не только культовый статус, но и группу преданных фанатов по всему миру, которые с нетерпением ждали выхода различных вещей, соответствующих тематике игры. Именно для них выпущена, например, отличная детальная статуэтка главной героини проекта, из-за которой нашего Винсента и мучают кошмары, а в коллекционное издание заботливо положили не только аутентичные трусы в розовый горошек и футболку с показателем «жизней», но и наволочку для подушки. Видимо, чтобы соорудить алтарь семейным ценностям всуе.
Казалось бы, мы получили в кои-то веки идеальное сочетание сюжетной основы и игровой механики, но, увы. Для большинства западных игроков в Catherine будет множество странных, весьма непонятных сцен, основанных на восточной мифологии, психологии и, чего греха таить, нездоровом надрыве в любовных сценах. Бараны в галстуках и семейных труселях на этом фоне — тонкая ирония, воспринимаемая как должное. Кроме того, в проекте очень много отсылок к другим играм от Atlus, возрастом чуть постарше нынешнего поколения игроков.
Звук, голоса и музыкальное сопровождение — наше почтение. Лицевая анимация в кат-сценах и анимационных вставках потрясающая, но стоит действу докатить до башни с пазлами, как все накроется, извините, задницей на ножках, преследующей главного героя среди безликих серых коробок. В конце концов, можно было продумать этот момент более тщательно, ведь львиная доля игрового времени проходит за перетаскиванием этих чертовых коробок с места на место.