Я пометил Oubliette как игру 1983 года, но вообще-то это дата ее выхода для DOS. Оригинальная же версия была разработана еще в 1977 году для университетских компьютеров, и, как многие ее современницы, основывалась на еще более ранней игре под названием DND. Надо понимать, что в ту эпоху некоммерческих проектов было в порядке вещей обмениваться своим кодом с другими программистами, которые добавляли что-то от себя и выпускали новые версии, иногда меняя название игры. Поэтому разновидностей той же DND сегодня можно найти штук 50, и это касается многих проектов 70-х.
Как бы то ни было, Oubliette переводится с французского как «подземелье», и действие ее происходит в мире Токал, населенном злобными монстрами и дикими племенами. Великий волшебник Линь создал безопасный город, подвалы которого заселили чудовищами. А у местной молодежи сложилась традиция спускаться в катакомбы в поисках славы и трофеев. Отрядом таких юнцов вы и управляете.
Я не смог понять, насколько DOS-порт улучшен по сравнению с оригиналом, но если судить по руководству к версии для Commodore 64, в ней в любом случае было огромное количество инноваций. Например:
- Можно выбирать из восьми рас: гномы, эльфы, гноллы, хоббиты, люди, кобольды, огры и орки. Монструозные народности быстрее растут в уровнях, но меньше живут (герои тут умирают от старости, как в Might & Magic, но в отличие от нее здесь это необратимо). Эльфы и гномы живут дольше всех, но и развиваются очень медленно.
- Также здесь есть десять классов: воин, маг, мудрец, жрец, крестьянин, ниндзя, вор, паладин, самурай и рейнджер. Предвосхищая многие будущие игры, паладин здесь – комбинация воина и жреца, мудрецы – сочетание жрецов и магов, и так далее.
- У каждого героя шесть характеристик, позаимствованных из D&D, и их значения определяют, какой класс доступен герою. Кроме того, на них влияют раса и пол персонажа (женщины слабее мужчин и так далее). Напомню, все это в игре 1977 года!
- После создания героя нужно выбрать, в какой из гильдий он будет обучаться. Всего их 19, но выбор зависит от класса. После этого есть три исхода: вы успешно заканчиваете обучение и характеристики героя улучшаются, вы проваливаете экзамены и остаетесь простым крестьянином (но можете играть им дальше), либо персонаж вообще гибнет во время тренировок. Во втором случае можно начать учебу снова, но на это нужно время. Так, моего самурая выгнали после первой попытки, и ему тогда было 23 года, а в следующий заход он все же «получил диплом», но ему уже стукнул 51 год и жить осталось недолго. Очень необычная система.
- Есть шесть кругов заклинаний для магов и жрецов, по три или четыре заклятья в каждом. Как и позднее в Wizardry, у них есть непроизносимые обозначения типа TOKSHEF, NARFIET и FEHALITO.
После создания героев нужно их снарядить, но количество денег на старте выдается случайное, и не факт что хватит хотя бы на заостренные палки. После входа в подземелье вас встречает знакомый экран: список персонажей наверху, небольшое окно с видом от первого лица и текст с описанием происходящего. И снова в глаза бросается похожесть игры на Wizardry (ну то есть наоборот).
В бою есть несколько вариантов действий: обычная и более рискованная атака, уклонение, чтение заклинаний, использование предметов. У воров женского пола есть уникальная возможность «соблазнить» одного из врагов, и тогда тот перейдет на вашу сторону до конца битвы. Но если попытка провалится, героиня умрет на месте. Только два передних персонажа могут биться в рукопашную, а дальнобойного оружия здесь нет. Так что приходится полагаться на заклинания. Убитых героев после боя можно похоронить, но я не понял, есть ли в этом смысл, кроме отыгрыша роли.