Начинается все одинаково: небольшая равнина на побережье, проходящие через нее шоссе, железная дорога, и три места под застройку. Через пару часов результат может быть непредсказуемым: на холмах располагается «Сколково» с ветряными мельницами и солнечными электростанциями, на берегу манит неоновыми огнями порочный игорный мегаполис, а в углу притаился изрыгающий ядовитый дым добывающий комплекс, весь застроенный нефтяными вышками и перерабатывающими заводами. Два других города отправляют в него свои отходы, а тот взамен снабжает всех энергией и периодически пускает по ветру вредные газы в сторону соседей. Ох уж этот Георгий Курган и его Норильск!
Семь часов за новой SimCity пролетели как пара минут; презентация заканчивается, и PR-менеджер Electronic Arts уговаривает всех оторваться от игры: «Я понимаю, что тяжело расставаться, но потерпите до марта!». Выйдя из офиса издательства на Садовое кольцо, невольно морщишься на неэффективную плотность застройки и вечную пробку в обе стороны. Зато сталинский ампир, конечно, туристов привлекает, бюджету в плюс.
Мы не виделись уже десять лет, но здесь все так же уютно: как будто снова зашел в любимый ресторанчик в родном городе. Вот перед вами пустое пространство, которое не терпится расчертить дорогами: вдоль них как грибы вырастут дома, им понадобится вода и электричество, медицинская помощь и пожарные, полиция и закусочные, фабрики, где жители будут работать, и торговые центры, где они спустят свою зарплату.
Не успеешь оглянуться, как стартовый капитал улетучивается: население требует построить школу, чтобы дети вырастали грамотными и не сбивались в банды, а еще речной вокзал, чтобы кататься на пароходах, но при этом не хочет платить высокие налоги и устраивает марши несогласных перед мэрией. Проблемы растут, как снежный ком: кончается место под заводы и в парках поселяется все больше бомжей, из-за пробок «скорая» все чаще не успевает спасти больных, а старенькая насосная станция не справляется с потоком нечистот и трубы вот-вот прорвет. А потом начинается нашествие зомби.
К счастью, новая SimCity всецело основана на взаимовыручке. В регионе, где построен ваш любимый город, может находиться до 16 поселений, либо управляемых компьютерными мэрами (контроль можно в любой момент брать на себя), либо другими игроками (вашими друзьями из Origin). Соседям можно продавать излишки энергии и воды, отправлять к ним на выручку свои пожарные и полицейские машины, сливать им свои отходы или наоборот заниматься переработкой чужого мусора.
Вся эта кооперация подкрепляется специализациями городов: один строит свой Лас-Вегас, и к нему со всего региона стекаются желающие развлечься (для чего нужны ж/д станции, аэропорты и причалы), другой — налаживает высокотехнологичное производство и привлекает самые образованные кадры, которые в свою очередь готовятся в университетском центре. Пытаться преуспеть во всем бессмысленно: не хватит места на карте и денег, к тому горожане сами по себе уезжают туда, где есть работа, и стремятся жить там, где почище и поменьше налоги. Так что проще договориться с соседом: у него деловой центр с небоскребами, а у вас уютный и безопасный пригород с налаженным общественным транспортом и здравоохранением, а отдыхать они все ездят в Нью-Васюки.
Будете жить в мире и согласии, и тогда сможете построить один из коллективных проектов в центре карты, например, космодром, который привлечет дополнительные инвестиций в регион, или поучаствовать в испытаниях, которые периодически подбрасывают разработчики, и где соревнуются игроки со всего мира. В бете сейчас, например, идет гонка, кто быстрее всего соберет миллион долларов налогов с богатых граждан. Но простым смертным в нее, увы, попасть очень сложно. Как бы только теперь дожить до марта!