full screen background image

Рецензия на Alien: Isolation


«Последнее сообщение с коммерческого корабля «Ностромо». Докладывает третий офицер Эллен Рипли. Остальные члены экипажа — Кейн, Ламберт, Паркер, Брэд, Эш и капитан Даллас — мертвы. Груз и корабль уничтожены. Я достигну границы через шесть недель — если повезет, кто-нибудь подберет меня. Это Рипли — последняя выжившая с «Ностромо». Конец сообщения». С этого короткого монолога, который впервые появился в финале «Чужого» Ридли Скотта, стартует Alien: Isolation — новая игра от британской студии Creative Assembly. Таким образом, разработчики с первого кадра дают понять, что это не просто еще одна игра про Чужого, а продолжение оригинальной киноленты 1979 года, которая до сих пор является эталоном космического хоррора.

Решение создать «Чужого» не в стилистике шумного фантастического боевика Джеймса Кэмерона, как это делали почти все игровые студии до них, британцы из Creative Assembly объясняют огромной любовью к оригинальному фильму Ридли Скотта. Их обожание вылилось в то, что их Alien: Isolation даже структурно отчасти повторяет картину 35-летней давности. Например, первая встреча с ксеноморфом в Isolation происходит только на третьем часу игры, а до этого нас заставляют гулять по стерильным, почти безжизненным коридорам космической базы «Севастополь» в компании с Рипли — на сей раз с Амандой, дочкой главной героини киносаги.

Младшая Рипли после инцидента с «Ностромо» решает найти свою мать. Однако космос большой, и после нескольких неудачных попыток разыскать хоть какую-то информацию про Эллен, Аманда закрывается в своей лаборатории. Вскоре она получает приглашение поучаствовать в экспедиции на станцию «Севастополь», где находится бортовой самописец «Ностромо», предположительно с информацией о произошедшем на корабле. По прилету оказывается, что база уже давно находится в запустении, бортовой самописец пуст, а последние оставшиеся в живых боятся какой-то «твари», шуршащей в вентиляционных шахтах.

Еще в начале года, когда Creative Assembly поделилась первыми подробностями о проекте, Alien: Isolation вызывала много вопросов. И главный из них: хватит ли авторам умений, чтобы растянуть базовый конфликт — постоянная игра в прятки между главной героиней и Чужим — на все прохождение без потери смысла и качества. Чуть позже оказалось, что британские разработчики многое скрывали — в Isolation нашлось место и крафтингу, и стрельбе, а Чужой оказался не единственным противником главной героини. Помимо инопланетного чудища, Рипли в Isolation сражается с живыми людьми и андроидами компании «Вейланд-Ютани». В итоге игра неожиданно превратилась из камерного проекта про противостояние человека и инопланетянина в полноценный ААА-блокбастер по мотивам великой вселенной. И это не пошло ей на пользу.

Isolation не спешит огорошить игрока. В первые пару часов там Рипли просто гуляет по безлюдному «Севастополю», читает записки и дневники его бывших обитателей и ищет полезные предметы и чертежи, которые пригодятся во второй половине игры. Параллельно с этим героиню обучают основным навыкам — где и как лучше прятаться, как создавать новые предметы по чертежам или решать несложные головоломки, а также как взламывать несколько видов замков при помощи разводного ключа и смекалки. Как станет известно потом, все это время за девушкой по «Севастополю» призраком бродит Чужой, который только и ждет своего часа, чтобы появиться в кадре.

Признаюсь честно: первые два часа Alien: Isolation — лучшая часть игры. Ветвистые, почти бесконечные коридоры «Севастополя» воссоздают пугающую, гнетущую атмосферу оригинального фильма. От каждого скрежета металлической обшивки или топота за стеной вздрагиваешь. Если играть ночью и с хорошей акустической системой, то эффект умножается в несколько раз. Пока враги существуют условно «где-то», хочется съежиться от страха — ожидание встречи, как известно, страшнее самой встречи. Именно в эти минуты Isolation является одной из самых неуютных игр на свете. По иронии, все меняется после нескольких очных ставок с Чужим.

Ожидать безупречной игры по мотивам «Чужого» от команды, которая практически всю свою карьеру занималась разработкой стратегических блокбастеров, не следовало с самого начала. Так и случилось: Creative Assembly прекрасно справилась с прологом и атмосферой, но намудрила с искусственным интеллектом и продолжительностью игры. Расхваленная во всех превью непредсказуемая модель поведения Чужого в Isolation действительно работает. Тварь частенько меняет маршруты слежки за главной героиней, сбивая игрока с толку. В большинстве случаев это заканчивается гибелью Рипли и ничего поделать тут нельзя (прикончить самого Чужого невозможно). Проблема в том, что ксеноморф ведет себя как персонаж прошлогодней Colonial Marines — громко топает, рычит и бесцельно бродит по коридорам. В фильме ксеноморфы всегда действовали умно и исподтишка — и потому пугали. А в Isolation примерно на третьей-четвертой встрече с инопланетной тварью страх выветривается окончательно.

Впрочем, Чужой в Isolation оказывается умнейшим существом по сравнению с людьми и андроидами. Поведение этих противников напоминает игры десятилетней давности. На первый взгляд, они не отличаются смекалкой — передвигаются примерно по одним и тем же маршрутам, что-то бурча себе под нос. Но стоит только им увидеть главную героиню, как они тут же превращаются в машины для убийств. Люди косяками бегают следом, стреляют сквозь стены и подмечают каждое перемещение Рипли поблизости. Андроиды — создания помедленнее и без оружия — просто ходят за девушкой и предлагают ей сдаться. От тех или других мирно избавиться можно только двумя способами, либо спрятаться в специально отведенных местах (особых шкафчиках), либо удрать в другую часть корабля.

Продолжительность — вторая беда Isolation. Полное прохождение игры занимает 15-20 часов. На первый взгляд, нет ничего плохого, ведь геймеры любят долгие истории. Но в случае с как бы камерной Isolation — это огромный минус. Я уверен, что во всем мире нет никого, кто смог бы создать пугающий и динамичный хоррор длиной в два десятка часов. В Isolation начинаешь скучать и терять фокус примерно к концу первой трети игры — когда встречи с ксеноморфами, андроидами и людьми станут бессмысленно сменять одна другую. Кажется, что разработчики решили запихнуть сюда всего и побольше, но так и не поняли зачем. В финальных главах меня настиг так называемый «синдром GTA», когда хочется побыстрей пройти очередную скучную миссию, чтобы узнать, чем все закончится.

Alien: Isolation оставляет двоякие чувства. С одной стороны, у Creative Assembly получилось мастерски воссоздать атмосферу ужаса из оригинального фильма в первой трети игры. С другой, огромная продолжительность такой простой истории и удивительно тупые враги очень сильно портят дело. Isolation, конечно, на голову выше прошлогодней Colonial Marines, но отличной игры по мотивам «Чужого» опять не получилось. Еще несколько подобных экспериментов, и я начну верить в то, что хорошо сделать игру про ксеноморфов невозможно.




Добавить комментарий