Первое, что замечаешь, попав в The Vanishing of Ethan Carter, — насколько живой и красивый мир удалось сделать польской студии The Astronauts. Это несложная и довольно короткая приключенческая игра, неспешное прохождение которой займет четыре-пять часов. Но провести в ней хочется намного больше — и не за разгадыванием загадок, а просто за прогулками по местным долинам, горам и лесам.
Житель средней полосы с первого взгляда узнает крошечное поселение Рэд Крик Вэлли, расположенное, кажется, где-то в горах Иллинойса. У нас, конечно, плохо с предгорьями, но эти осенние холмы, засаженные елями и рыжими березами, до боли похожи на окружающую действительность. Они сразу вызывают приступ ностальгии по собственному детству и всем историям, которые происходили на даче, в деревне у дедушки, да хотя бы в парке на окраине города.
Декорации тут вообще напоминают очень многие моменты из детства. Печальный пустой лес в сентябре, по которому бродишь, хотя все твои друзья уже разъехались. Страшный заброшенный особняк, где в окне сидит забытая кукла и пусто смотрит выцветшими глазами — здесь есть почти такой же, и чтобы войти в него, нужно собраться с духом. Атмосферу, которая возникает благодаря этому узнаванию, нельзя сравнить вообще ни с чем — и я брожу вокруг двух домов, по старому кладбищу, по тропинке у озера как завороженная.
То есть, конечно, это мы бродим. Кроме меня по старому лесу, у дамбы и у церкви ходит Пол Просперо, усталый частный детектив, который расследует сверхъестественные истории. Он приехал в Рэд Крик Вэлли, получив письмо от Итана Картера, подростка, который здесь живет. Письмо было тревожным; но к тому моменту, когда Просперо добрался до городка, стало ясно, что с мальчиком случилось что-то не то. Он пропал, и его нужно найти. И для этого — понять, что вообще здесь происходит, почему все время случается какая-то паранормальная дрянь, а на полянах лежат трупы.
Для этого у Просперо есть паранормальные способности и куча времени на раздумья. Экшен в The Vanishing of Ethan Carter полностью отсутствует, поэтому около каждого обнаруженного тела можно задерживаться сколько угодно, не опасаясь, что тебя сейчас сожрут. Таланты Просперо заключаются в его способности общаться с мертвыми и узнавать об обстоятельствах их гибели. Сделать это несложно: достаточно найти те предметы, которые были рядом с покойником в момент гибели, и вернуть их на законные места. После этого мертвец поделится с сыщиком фрагментами произошедшего, а тому останется только восстановить хронологию.
Детективную часть The Vanishing of Ethan Carter неизбежно приходится сравнить с недавней Murdered: The Soul Suspect. Там тоже был следователь со сверхъестественными способностями, который общался с мертвецами и собирал картину событий по фрагментам паззла. Но разница и между головоломками, и между самими героями очень ощутима. В Soul Suspect загадки быстро начинали вызывать раздражение: игрок разгадывал их раньше героя, но из-за особенностей дизайна не мог сразу продвинуться дальше. В истории Итана Картера ситуация иная: почти до самого финала я ощущала, что усталый и немного циничный Пол Просперо разбирается в происходящем намного лучше меня. Что иногда он стоит и ждет, когда я наконец найду последнюю часть паззла, хотя сам уже давно понял, в чем дело.
Просперо вообще не вызывает раздражения (в отличие от Ронана О’Коннора из Murdered). Он классический детектив из палпа, из рассказов Лавкрафта — разочарованный, побывавший в слишком многих мирах. Знающий, что дело Итана Картера — его последнее. Он ходячий штамп со всеми этими фразами про сверхъестественное, про притаившееся в Рэд Крик Вэлли зло, про иные реальности, про то, как мало знают на самом деле мертвецы. Но он ведет себя так из-за вполне конкретных причин. К тому же большую часть времени детектив молчит, не заставляя игрока отвлекаться от местных потрясающих пейзажей на его богатый внутренний мир.
Обходя Рэд Крик Вэлли, замечаешь, что это на удивление спокойное место — хотя тут по трупу на каждой лужайке. Светит солнце, осенний лес тих и безмятежен. Игра очень редко пытается напугать в лоб, а все напряжение, которое здесь есть, дается через иногда возникающие тревожные ноты в саундтреке. Их очень мало, но мне хватило, чтобы почувствовать себя неуютно и постоянно оборачиваться через плечо в пустых домах.
Стоит только поймать эу тревогу, и она остается почти до самого конца игры. До последних десяти минут, в которые я догадалась, что же происходит в Рэд Крик Вэлли на самом деле, почему там столько трупов, откуда все эти несоответствия в происходящем.