Творчество писателя Майкла Крайтона оказало большое влияние на киноиндустрию. 2022 год это доказывает за счет релизов четвертого сезона сериала «Мир Дикого Запада» (Westworld) и премьеры фильма «Мир Юрского периода: Господство» (Jurassic World: Dominion). Однако это также демонстрирует проблемы. В стремлении максимально выжать прибыльные франшизы студии зашли в творческий тупик.
И если «Мир Дикого Запада» погрузился в пучины Киберпанка, то режиссер Колин Треворроу явно решил черпать вдохновение у франшизы «Форсаж» (Fast & Furious).
Отмотаем время на несколько лет назад. В 2015 году в прокат вышел фильм «Мир юрского периода» (Jurassic World), который был призван перезапустить франшизу «Парк Юрского периода» (Jurassic Park). С задачей Колин Треворроу справился, хотя и не без оговорок.
Фильм отчаянно паразитировал на ностальгии по оригинальному шедевру Стивена Спилберга, но как одноразовое развлечение для кинотеатров лента смотрелась отлично. Однако уже в сиквеле стало понятно, что у студии Universal закончились идеи. «Мир юрского периода: Павшее королевство» (Jurassic World: Fallen Kingdom) оказался мало смотрибельный кашей, в которую засунули катаклизм, аукцион и клонирование людей.
Несмотря на это, фильм все равно стабильно собрал более миллиарда долларов, а отличные продажи игрушечных динозавров гарантировали выход нового фильма. Но было не совсем понятно, как Треворроу будет чинить сломанное повествование.
Ответ оказался забавным, ибо «Мир Юрского периода: Господство» ударился в безумный угар уровня «Форсажа». Это неудивительно, ибо оба бренда контролирует Universal. В результате получилось глупо, смешно и… увлекательно.
Завязка следующая. После финала второго фильма прошло четыре года, люди пытаются ужиться с динозаврами, что оказалось крайне сложно. Древние ящеры создают множество проблем, поэтому власти стран пытаются контролировать их ареал обитания. При этом тут же возник черный рынок животных.
Зрителям предлагается следить за двумя командами героев. Первая — это Оуэн (Крис Прэтт) и Клэр (Брайс Даллас Ховард), которые пытаются спасти девочку-клона Мейзи (Изабелла Сермон) и маленького велоцираптора. Во вторую команду входят герои оригинального «Парка Юрского периода» Элли Сэттлер (Лора Дерн) и Алан Грант (Сэм Нилл). Они пытаются выяснить причины появления ГМО-саранчи, которая опустошает сельскохозяйственные регионы. Обе пути ведут в корпорацию BioSync, которую почему-то возглавляет пародия на главу Apple Тима Кука.
Да, спорные темы клонирования и модифицирования генов никуда не делись и продолжают оттенять тему сосуществования людей и динозавров. К тому же она никуда толком не ведет. Все могло бы быть совсем плохо, однако ленту вытягивает зрелищный экшен с динозаврами.
Фанаты древних рептилий останутся довольны. Финал «Павшего королевства» позволил создателям максимально разнообразить окружение, заодно продемонстрировав кучу разнообразных видов древних ящеров в непривычном окружении.
Здесь ковбои носятся по снежным равнинам за стаей паразауролофов, рапторы носятся за мотоциклом по узким улочкам древнего города, а кетцалькоатль сбивает самолет. Не стоит забывать и про появление пирораптора — первого пернатого динозавра в истории франшизы. При этом Universal не перешла полностью на CGI, поэтому в кадре то и дело можно увидеть взаимодействие актеров с куклами динозавров.
Правда, местами команде Треворроу отказывает чувство меры, поэтому получаются абсурдные сцены. Одной из них является миссия на Мальте, где находится… логово контрабандистов. Зачем это было сделано, понятно (это очень красивая локация для эффектной погони), но при просмотре начинает разбирать смех, ибо площадь острова жалкие 300 квадратных километров, поэтому не совсем понятно, как он стал прибежищем для криминальных авторитетов в современном мире.
Кроме того, постоянные попытки героев успокоить любых хищников жестом Оуэна, который дрессировал рапторов, выглядят нелепо. Причем в студии это, видимо, понимали, потому что почти всегда эти «сеансы гипноза» с треском проваливаются.
Да, «Господство» можно назвать «Форсажем» про динозавров. В таком случае место Вина Дизеля уверенно занимает Тираннозавр рекс, который в очередной раз всех спасает, ибо «семья».
При этом ставка на возвращение старичков также оправдалась. Воссоединение на одном экране Алана Гранта, Элли Сэттлер и Яна Малкольма (Джефф Голдблюм) радует глаз. При этом Треворроу заодно и починил линию отношений между Грантом и Сэттлер, разрушенную спорным «Парком Юрского периода 3» (Jurassic Park III).
Впрочем, «молодые» также не подкачали. Крис Прэтт смотрится очень эффектно в образе ковбоя, ну а наблюдение за всеми истериками Брайс Даллас Ховард — это отдельная дисциплина специальной олимпиады.
Очевидно, что у Universal были проблемы с выбором пути развития для франшизы. Учитывая возросшие бюджеты, студии нужно было заманить как можно большую аудиторию в кинотеатры, заодно заработав на продаже игрушек. Однако тема ГМО и клонирования людей в данном контексте выглядит крайне странно, да и ни к чему толком не приводит. С другой стороны, веселый экшен с динозаврами вполне способен оправдать просмотр триквела.
7/10
Читайте также: Теория Хаоса в действии: Обзор Jurassic World Evolution 2