full screen background image

Обширные лавовые трубы ы пустыне служили убежищем для людей в течение 7000 лет

Каждый год исследователи, туристы и путешественники со всего мира посещают систему лавовых труб Умм-Джирсан в Саудовской Аравии, стремясь исследовать разветвленную сеть подземных тоннелей, образованных потоком лавы миллионы лет назад. Это геологическое чудо с проходами, охватывающими около 1500 метров, расположено в Харрат-Хайбаре, одном из крупнейших вулканических полей страны, последнее извержение которого произошло в VII веке нашей эры.

Новое исследование предполагает, что доисторические люди и их домашний скот периодически жили внутри этих естественных полых структур на протяжении 7000 лет в эпоху неолита и бронзового века.

Из предыдущих исследований археологи знали, что древние люди присутствовали в северной части Саудовской Аравии. Однако жаркие, ветреные и засушливые условия региона привели к ухудшению состояния органических останков с течением времени, оставив много неизвестного об этих ранних жителях.

Но в более прохладных, укрытых подземных тоннелях доисторические останки сохранились лучше. В новой статье, опубликованной на прошлой неделе в журнале PLOS ONE, археологи представили ряд открытий в Умм-Джирсане, указывающих на повторяющиеся фазы человеческого обитания в лавовых трубах от 3500 до 10000 лет назад.

В лавовых трубах археологи обнаружили человеческие кости, останки животных и каменные орудия. Они также нашли наскальные рисунки с изображением крупного рогатого скота, овец, коз и собак, что согласуется с представлениями о том, что доисторические люди этого региона держали домашний скот.

Изотопный анализ останков показал, что животные в основном паслись на дикорастущих травах и кустарниках, в то время как люди с течением времени все больше питались богатой белком пищей, такой как финики, инжир и пшеница.

Эти находки позволяют предположить, что ранние обитатели лавовых труб занимались оазисным земледелием: сельскохозяйственными практиками, используемыми на плодородных землях в засушливых регионах.

Археологи исследовали систему туннелей с 2007 года, однако на сегодня изучена лишь часть этой сети. Более того, по всей Саудовской Аравии скрыты тысячи вулканических пещер, подобных Умм-Джирсану, и эти системы имеют огромный потенциал для понимания перемещений и практик древних людей.